Раритетный «Захар»


Суббота, 14 Ноября 2020 18:42 | Общество

Раритетный «Захар»
В запорожском музее хранится редкий грузовик, скрупулезно восстановленный сотрудниками

"Захар", "Захар Иванович", "уралец" – все это народные названия легендарного грузовика УралЗИС-355М. В Украине он представлен в единственном экземпляре, который находится в запорожском музее техники "Фаэтон".

Этот крупнейший в Украине частный музей техники был основан в Запорожье в 2008 году. В музее есть шесть выставочных залов. Экспонат, о котором пойдет речь сегодня, находится в зале №5 – «Тяжелая техника военного и гражданского назначения». УралЗИС – 355М называют машиной, которую сначала слышали, а потом уже видели.

Историю тяжёлого грузовика рассказал Укринформу сотрудник музея Семен Мушер.

ГРУЗОВИК В НАГРАДУ

“Автомобилей УралЗИС-355М было выпущено порядка 155 000 штук – в масштабах СССР это немного. Их производство совпало с освоением целины. Основная масса этих машин уходила работать в целинные степи. Там они, как правило, и заканчивали свой трудовой стаж. Часть  рассылались по автохозяйствам Советского союза. Наша машина оказалась в одном из автохозяйств Ивано-Франковской области. Молодой парень демобилизовался из армии, где был водителем, устроился на работу в автохозяйство, сел в кабину этого автомобиля – и проработал на нем до самой пенсии. Собственно, на пенсию они ушли вместе. Автохозяйство его наградило этим автомобилем”, – рассказывает Мушер.

Этим парнем был Юрий Дмитриевич Середий, а работал он в Управлении магистральных автомобильных дорог №8 дорожно-эксплуатационного участка №859. За рулем “Захара” он трудился с 1964 года. В 1988 году автомобиль списали с баланса ДЕУ. А в 1997-м, когда в возрасте 60 лет Юрий Дмитриевич уходил на пенсию, предприятие решило сделать ему подарок и наградило тем самым списанным автомобилем.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МНОГОТОННИКА

После выхода на пенсию мужчина не долго пользовался подарком. После смерти Юрия Середия его семья ещё некоторое время хранила автомобиль как память. А несколько лет назад на одном из форумов появилось объявление о его продаже.

“Мы выкупили машину. Она была в очень «уставшем» состоянии. Требовалось серьезно над ней потрудиться, многое пришлось заменить на аутентичные новодельные элементы. Например, кузов. Он был деревянный. За столько лет, которые автомобиль простоял под открытым небом, кузов сгнил. Мы изготовили новый, но по заводским чертежам. Кабина, рама, ходовая часть, двигатель – прошли полную реставрацию, хотя они были не сильно изношены. На сегодня автомобиль максимально аутентичен, почти на 100% оригинал”, – рассказывает Семен Мушер.

По его словам, выкупили машину за небольшие деньги. Вместе с грузовиком музею передали всю документацию, в том числе и наградной лист.

“Дорожно-эксплуатационный участок №859 за добросовестную и долгосрочную работу подарил Середию Юрию Дмитриевичу автомобиль, который был списан с баланса ДЭУ в 1988 году и на котором он работал с 1964 года”, – говорится в документе.

ПРИЗЕР РЕТРОФЕСТИВАЛЯ

Два года назад автомобиль восстановили, и он даже успел принять участие в масштабном ретрофестивале, который проходил в Киеве. Более того, автомобиль получил приз как лучший грузовой автомобиль Украины в своём классе.

Семен Мушер провел нас в зал к автомобилю. Открыл капот и указал на маленькую деталь.

“Тут есть специальное место для масленки. Ее водители часто теряли, а тут все предусмотрено”, – говорит фаэтоновец.

УралЗИС-355М был оснащен модернизированной кабиной от не менее известного грузовика ГАЗ-51. Эти две машины похожи. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь кабину разрабатывали сотрудники Горьковского автозавода. А вот крылья, капот и облицовка радиатора имели собственный дизайн.

На боковинах капота – логотип “УралЗИС”; с 1961 года эти автомобили выпускались уже под маркой “УралАЗ” (ушла приставка “завод имени Сталина”).

“«Собрат» нашего грузовика, такой же УралЗИС-355М, снимался в кино. Это цементовоз из  фильма “Джентльмены удачи”, на котором совершали побег главные герои”, – рассказал Мушер.

Несмотря на то, что автомобиль достаточно мощный, у него очень маленькие и даже хрупкие зеркала бокового вида. Музейные сотрудники объясняют это тем, что в те годы автомобилей было немного и водителю эти зеркала нужны были только для того, чтобы безопасно сдавать назад.

На смену УралЗИС – 355М пришли более мощные грузовики, потому их было выпущено до двухсот тысяч единиц.

В “Фаэтоне” есть еще один грузовик с историей, который снимался в киноленте “Весна на Заречной улице”. Он уже восстановлен, но пока хранится в ангаре. Посетителям его покажут не ранее весны 2021 года.

В музее анонсировали, что сейчас строят огромный выставочный зал – он станет седьмым в “Фаэтоне”. Там будут выставлены исключительно грузовые автомобили.


Создание сайта Киев Украина